«Шанхайская Заря» в мае 1930 г. поместила большую статью о китаянке-атаманше пиратской джонки, грабившей корабли и небольшие суда в Желтом море. Сотруднику немецкой газеты удалось познакомиться в Гонконге с китайскими пиратами, войти к ним в доверие, принять участие в плавании в течение 3-х недель. Он рассказал о Лай-Хон-сан, атаманше довольно большой пиратской банды, которой принадлежали 12 джонок. Каждая джонка имела по 1–2 пушки, все пираты хорошо вооружены.
«Нападая на проходящие суда, – писал журналист, – пираты грабят команду и пассажиров, очень редко убивая людей. Если же на ограбленном судне оказывается мало денег и имущества, то наиболее богатых пассажиров берут в плен в качестве заложников. Освобождают их за выкуп... Лай-Хон-сан никогда не нападает на европейские суда или на пароходы, перевозящие пассажиров-европейцев. Поэтому своей деятельностью она беспрепятственно занимается многие годы. Ей 45 лет. Свита ее состоит из двух адъютанток, остальная команда – мужчины.
Как и все в современном обществе, пиратская профессия стала доступной теперь только богатым людям. Лай-Хон-сан очень богата. Прозвище ее – «Богатая скала». У нее 2 сына. Старший, которому уже исполнилось 20 лет, учится в Шанхае, и мать хочет сделать из него крупного промышленника. Младшему 5 лет, все свои годы он провел в море. Лай-Хон-сан хочет, чтобы он наследовал ей в пиратском ремесле».
В первые дни плавания атаманша почти не разговаривала с немецким журналистом. Да были и другие дела. Пиратское судно грабило ежедневно 5–6 китайских джонок. На палубе лежали связанными уже несколько заложников. Но затем сердце атаманши смягчилось, и она подолгу беседовала с репортером. Отец Лай-Хон-сан был простым кули. Случайно он познакомился с главарем бандитской шайки и вошел к нему в милость. Бандит предложил ему вступить в шайку, а после его смерти отец Лай-Хон-сан стал сам главарем бандитов. Он купил несколько джонок и грабил рыбаков и торговцев, и «дело» начало процветать. Лай-Хон-сан с раннего детства находилась при нем. И когда он умер, унаследовала 7 джонок. Прикупив постепенно еще 5, она стала владелицей большого хорошо вооруженного флота» [Три недели на пиратской джонке. Похождения немецкого журналиста. //Шанхайская Заря. – 30 мая 1930 г. – С.7.].
http://www.russianshanghai.com/china/chnbell.php